Календарь добавлений
«    Октябрь 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031 
Рекомендуемые материалы
  • Вечер памяти Евгения Розова
    27 сентября собрались друзья и единомышленники Евгения Розова, чтобы отдать дань памяти замечательному человеку, труженику, общественному деятелю, поэту.
  • На Сити-реке. Гулянья и сборища.
    Проводились гулянья таким порядком. Сначала, смотришь, к той деревне, в которой оно устраивается, отовсюду из соседних деревень и сел, ещё далеко до захода солнца, стягиваются неторопливо группы нарядных людей.
  • Субботник на Юршинском острове
      8 сентября 2018 года Землячество мологжан совместно с Рыбинским отделением ВООПИиК приняло участие в благоустройстве территории возле руин храма Смоленской иконы Божией Матери на Юршинском острове.
  • На Сити-реке. Беседы.
    Бесед в деревне ежедневно было три – большая, то есть взрослая, маленькая – ходили на неё девочки – подростки, и так называемая «шершневая» - для девок перестарков.
  • Праздник "130 лет Мологской гимнастической школе"
    17 августа 2018 года на базе Музея Мологского края и Спортивного клуба «Звезда» прошёл спортивный праздник «130 лет Мологской гимнастической школе»
  • Поездка к Мологе - 2018
    Пассажиры, собравшиеся на борту теплохода «Московский -7», объединены желанием пообщаться по-землячески, почтить память предков, когда-то живших на затопленной земле.
  • Встреча мологжан - 2018
     Встреча мологжан в этом году началась в Музее Мологского края. Кто-то осматривал экспозицию, кто-то терпеливо поджидал начало панихиды.
Землячеству 40 лет
Взгляд в прошлое
Видео о Мологе
Фото мологжан
» » На Сити-реке. Гулянья и сборища.

На Сити-реке. Гулянья и сборища.

  • 22-09-2018, 17:15
  • 151
  • 0
  • Статьи

     Об истории родного края, традициях, нравах и быте деревни рассказывает в повести «На Сити-реке» Василий Максимович Соколов, уроженец деревни Никитинское Брейтовского района бывшего Мологского уезда.

     Публикуем второй отрывок из этой повести.


   

     Проводились гулянья в праздники таким порядком. Сначала, смотришь, к той деревне, в которой оно устраивается, отовсюду из соседних деревень и сел, в радиусе примерно пяти – шести километров, ещё далеко до захода солнца, по полевым дорогам и тропинкам, млевшим среди уже заметно повлажневшей от росы зелени, стягиваются неторопливо группы нарядных людей. И девки и парни обычно идут отдельно. Парни все в хромовых или, на худой конец, в яловых сапогах, в ярких атласных и шелковых рубахах, кто в кепках, а кто в картузах. С каждой группой – свой гармонист. Но он сам гармонь не несёт. По очереди, бережно передавая из рук в руки, её несут девки.


     Девки всю дорогу босы, туфли держат в узелках. И лишь подойдя к той деревне, в которой гулянье, они где – нибудь за сараем обуваются. И гармонь тут же, в гумне, вручают гармонисту. Вот так толпы молодежи, будто в некий резервуар, вливаются в деревенские улицы. Каждая группа парней ещё с гумен тоже, так сказать, приводит себя в надлежащий вид. Парни поправляют рубахи, картузы и кепки, пучками травы чистят сапоги. Как только группа «обретёт форму», гармонист берёт два – три пробных аккорда и, двинувшись неторопливо вперёд, начинает играть.

     Один из парней, прислушавшись, запевает первую часть частушки, остальные весьма громко и в меру стройно поют вторую половину. Так они с песнями и ходят час – два по улицам. Девки тоже прогуливаются, но не группами, а уже попарно, и без всякой музыки, «всухую» звонко распевают «Страдания».


     Но вот, глядишь, то у одного крыльца, то у другого возник большой круг. Это значит, что подошла пора девичьих плясок. Гармонисты, покинув артели парней, усаживаются на ступеньку крыльца, предусмотрительно обмахнутую чьим – либо носовым платочком, или на мигом  вынесенный стул, и начинают играть «Соломушку», реже - «Семёновну». И тут пошло…



     А надо сказать, что в ту пору на «вооружении» деревенских гармонистов состояли не только «хромки», но и разные там «тальянки». «черепанки». «русские», «саратовские», «немецкие» гармони..., но все эти гармони уступали «хромке» в одном – в плавности и стройности звучания...
      Нет плавности, мягкости, нет, стало быть,и задушевности. Для русского же сердца, для русской натуры – задушевность в музыке – дело основное.
 

     Вообще – то вся Верхневолжская, а особенно наша Ситская сторона, издавна славилась хорошими гармонистами. Но лишь немногие из них удостаивались, скажем, чести быть приглашёнными на свадьбу, а более того – на сборище. Что такое свадьба, известно.Но наверняка немногие знают, однако, что такое сборище.




     Это, можно сказать, зимнее гулянье. Разница только в том, что, во – первых, ни с каким престольным праздником они не связывались, а устроители назначали произвольную дату; во-вторых, сборище проходило не на улице, а в помещении.

     Могут сказать: ведь были же беседы, так к чему же ещё какие-то сборища? О, смысл тут глубокий. Разве вы не заметили, что зимою девки, так сказать, были привязаны к своей деревне? В «чужаки» ходили ведь только ребята, девкам не полагалось. И, значит, парни зимой свободно «курсировали» из деревни в деревню, искали, где повеселее, а девки такой возможности были лишены. А ведь и им хотелось того же, хотелось покрасоваться, хоть изредка, в новом наряде, не дожидаясь летних гуляний, хотелось поплясать под игру других гармонистов – свои-то «приелись», тем более если они ещё не очень искусны.


     И вот в какой – нибудь деревне, взвесив свои возможности, девки (опять бедные девки!) решают устроить «сборище». И наказывают с попутчиками в близлежащие деревни, чтобы такого-то числа приходила молодёжь, приглашают гостей. В складчину снимают подходящую большую избу. И рядят – нанимают – особо хорошего гармониста. Меня, пятнадцатилетнего подростка, в качестве гармониста приглашали на сборища не раз. Не скрою, было приятно, и я гордился подобными приглашениями. Что поделаешь – слава вещь сладкая. И если учесть возраст…


     Девки на сборище отправлялись с «ташками» - узлами с одеждой. Сборище шло не один день, значит, и платьев надо было захватывать несколько.


      Одним из обязательных ритуалов, присущих сборищу, являлось неоднократное исполнение «Чижа», так у нас называли кадриль. Становились в ряд несколько пар парней – число их зависело от размеров помещения – и приглашали девок. Понятное дело, каждый приглашал ту, которая получше. 


     И выходило так, что какая - то из девок за все время сборища так и не удостаивалась этой чести. Молва тут же разносила по округе, что такая-то из такой-то деревни на сборище «чистила картошку» - иными словами, была признана нестоящей внимания, некрасивой, непривлекательной. После того шансы этой девки выйти замуж практически снижались до нуля…

     

     На беседы зимой иногда являлись «ряженки» - девки в соломенных шляпках с цветами - и «хари». Появление «ряженок» всегда было желанным. Девки в разукрашенных шляпках плясали и пели, как обычно, разве что песни их по содержанию были чуть повольнее. Но так «полагалось», хотя порою, быть может, иная из «ряженок» и смущалась.


       Зато «хари»… Едва они появлялись, на беседе возникал визг, девки начинали метаться по избе. Дело в том, что «харями» рядились парни. В вывернутых наружу мехом полушубках, в самодельных масках они кидались на девок и начинали их щипать, щипать зверски, до синяков. Это был, так сказать, некий узаконенный обычаем институт мести отвергнутых ухажёров. «Харя харей», но вообще-то все догадывались, кто кого щипал. Ибо все знали, какая девка каким парнем пренебрегла.



     Девки очень боялись прихода «харь» и потому выставляли «посты наблюдения» из девчонок-подростков. Однако задача «харь» состояла в том, чтобы обмануть бдительность юных наблюдателей, и им, как правило,это удавалось. 


 

Спасение для девок состояло в том, что «хари»могли появляться лишь в святки,с рождества до крещения – то есть с 7 по 19 января. И те из них, у которых имелись основания бояться появления «харь», иногда шли на великую жертву – в святки не ходили на беседу.









 

В.Соколов. На Сити-реке. М. «Современник»,1988. С.40-45



Имя:*
E-Mail:*
  • winkwinkedsmilebelayfeelfellow
    laughinglollovenorecourserequestsad
    tonguewassatcryingwhatbullyangry