Календарь добавлений
«    Январь 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031 
Рекомендуемые материалы
  • 25 лет премии Вадима Нефёдова
    17 января состоялась церемония вручения премии «За заслуги в развитии краеведения» В.В. Нефёдова - уроженца г.Рыбинска с мологскими корнями, ныне жителя г.Москвы.
  • Мологский Манеж
    26 декабря 1888 года в Мологе торжественно открылось здание Манежа, ставшее спортивным и культурным центром города.
  • Афанасьевская школа
    Её наружные стены обшиты тёсом и окрашены в сиреневый цвет, на фоне которого особенно приветливо смотрелись большие окна, обрамленные васильковыми наличниками.
  • Зоя Горюнова "После Мологи"
    ...Пирамида — так называются большие бакены на Рыбинском море, указывающие судам опасные мели. Под восьмой пирамидой, на дне, — село Вольское, где я родилась.
  • Зоя Горюнова: "Уголок земли, угодный Богу..."
          Уголок земли, угодный Богу,       Вешнею водою унесло...       Расскажи мне, мама, про Мологу,       Только не печально, а светло.     
  • К 100-летию кончины Димитрия Вознесенского
    В день 100-летия со дня кончины священномученика  Димитрия Вознесенского в храме Богоявления Господня п. Новый Некоуз совершено торжественное богослужение.
  • Новый Брейтовский музей
    Благочинный Брейтовского округа протоиерей Анатолий Денисов открыл в старинном селе Прозорово, что в 18-ти километрах  от Брейтова, сельский музей «Жили – Были».
Землячеству 40 лет
Взгляд в прошлое
Видео о Мологе
Фото мологжан
» » Мологский Манеж

Мологский Манеж

  • 26-12-2018, 19:43
  • 948
  • 0
  • Статьи

                                                                                   У нас в семье редко говорили 

о Мологе,

 но я хорошо помню,

 как лучились глаза мамы, 

теплел её голос при слове 

"Манеж".

 

 

 Мологский Манеж


26 декабря 1888 года* в Мологе торжественно открылось здание Манежа.


Предназначение у здание было многообразным.


Прежде всего, сюда из здания Александровского детского приюта переводилась Гимнастическая школа для мальчиков, существовавшая в Мологе с 1886/1887 года. Здесь, в просторном и хорошо оборудованном помещении, школа получала возможность  дальнейшего уникального формирования.


Во-вторых, культурная жизнь городского общества получала новый импульс развития. Тому способствовали прекрасный зал со сценой для спектаклей, концертов и других зрелищных мероприятий.



В-третьих, у мологских детей появлялись условия для занятий ремёслами. Для этого в новом здании были предусмотрены две большие комнаты.


Здание было построено основным меценатом  Мологи - первой гильдии купцом и промышленником  почётным гражданином города Павлом Михайловичем Подосёновым и обошлось ему в 18 500 рублей.



Заказ проекта специального здания Манежа, хлопоты по его утверждению взяла на себя Мологская городская управа. Оплата произведена из средств, собранных горожанами по подписке на устройство Манежа, открытой 27 декабря 1886 года.


Под строительство Манежа город выделил землю в Воскресенском переулке.



  1.Здание



Здание возводилось деревянное, на каменном фундаменте.  Это было внушительное строение длиной  20 саженей (42,7 метра),  шириной 8 саженей (17,8 метра) и  высотой 3 сажени ( 6,7 метра).



С  восточной стороны здания, почти в две трети его ширины, располагался балкон на восьми деревянных колоннах. Под балконом — главный вход.  Внутри, по обеим его сторонам, находились две просторные светлые комнаты для занятий ручным трудом.



Над этими комнатами располагалась галерея (или хоры), к ней из зала вели две расходящиеся в стороны лестницы.



Основные  занятия — гимнастические, а также маршировка, стрельба из оружия, проходили в просторном зале, расположенном в середине здания. Здесь же была расположена и сцена. При необходимости зал превращался в зрительный: поднималась часть пола, расставлялись стулья и скамейки.



Одна из надписей на потолочной балке в зале гласила «Пословица не мимо молвится», приглашая прочесть яркие и выразительные поговорки на других потолочных балках: «Здоровье всему голова, здоровый урока не боится»,  «Ничего не мило, когда тело хило». Над сценой, в  узоре деревянного кружева, надписи гласили:  «Недалеко до песенки, когда струны готовы» ,   «Зима пройдёт и снег сойдёт, а что посеяно — взойдёт».



Украшением зала служил и бронзовый бюст Павла Михайловича Подосёнова, установленный Мологским общественным управлением в знак глубокой признательности устроителю школы. Гипсовую модель бюста намеревались поставить к открытию школы, но не заладилось... Сначала не удалось договориться об оплате. Затем гипсовая модель, сделанная по фотографии и присланная в Мологу, не понравилась гласным (депутатам): лицо слишком узкое, нос другой и борода не такая. Пришлось Павлу Михайловичу самому ехать в С-Петербург, чтобы академик Шредер, выполняющий заказ по изготовлению модели, мог ознакомится с господином Подосёновым лично. Бронзовый бюст стал украшать зал школы через два года после её открытия, с 26 декабря 1890 года.

 


Колоннадой  и барьером зал отделялся от окружающего его ипподрома эллиптической формы, предназначенного для обучения верховой езде.



Отопление здания осуществлялось восемью вентилирующими калориферами.



Комнаты смотрителя и прислуги находились по обеим сторонам  входа с заднего подъезда.




Для занятий было приобретено  различные спортивное оборудование и инвентарь: параллельные брусья, балансовая мачта, вертящееся бревно, кобыла, козёл, трамплин, четыре стойки для прыжков вверх, два гимнастических станка, матрасы для прыжков, велосипеды, учебные ружья, рапиры, коньки, лыжи, ходули, сёдла,  снаряды для спасения утопающих и другие принадлежности, а также измерительные приборы.




Сквер вокруг здания



В апреле 1890 года П.М. Подосёнов обращается в Городскую думу за разрешением благоустроить территорию вокруг построенного им здания  и заложить в Воскресенском переулке сквер, открытый для публики. Основные расходы Павел Михайлович принимает на свой счёт, часть средств собирали горожане по подписке.



Сквер протянулся от Петербургско-Унковской улицы до Череповецкой. Три  аллеи предназначались для занятий верховой ездой, для велосипедистов  и для пеших прогулок. Была предусмотрена  площадка для крокета, а зимой заливался каток.



«Сам сквер, с его прекрасными липовыми и берёзовыми аллеями оставался и до наших лет одним из красивейших и любимых мест отдыха мологжан» - вспоминал краевед Ю.А. Нестеров (1926-1992гг) (1)


Название здания в Воскресенском переулке 



"Подосёновский манеж" - так мологские гласные  первоначально намеревались именовать здание, строящееся в Воскресенском переулке.



Подписка, в которой участвовали горожане, так и называлась: « Подписка на устройство МАНЕЖА для верховой езды, зимних и летних гимнастических игр, гимнастики и спектаклей.» Но наименование не понравилось товарищу (заместителю) министра Внутренних дел, сенатору  фон Плеве, подписывающему разрешение на открытие нового здания.



Открывали здание уже как «Подосёновскую общественную гимнастическую школу».



Но название "Манеж" сразу и прочно "приросло" к этому зданию. Оно было в разговорной речи, нередко встречается в документах, осталось в памяти мологжан.




Открытие Подосеновской гимнастической школы



Открытие Подосёновской общественной гимнастической школы состоялось 26 декабря 1888 года.



В 12 часов в открываемом здании был отслужен благодарственный Господу Богу молебен, исполнен  гимн Российской империи «Боже, Царя храни!».



Торжественную часть открыл Городской голова Гавриил Дмитриевич Масляников-Столяров. От имени Городской Думы он обратился со словами искренней признательности и глубокой благодарности к почётному гражданину г.Мологи Павлу Михайловичу Подосёнову, построившему на свои средства Гимнастическую школу и оборудовавшему её всем необходимым. От горожан Павлу Михайловичу был преподнесён фотоальбом с видами города Мологи. ( Фотографические  карточки были заказаны известному Рыбинскому фотомастеру Андрею Сигсону). Затем слово было предоставлено заведующему Гимнастической школой общественному городскому врачу Всеволоду Васильевичу Рудину. Ученики Гимнастической школы исполнили русский духовный гимн «Коль славен наш Господь».


В 4 часа дня был дан обед от всех сословий города Мологи в честь Павла Михайловича Подосёнова. На обед было предложено: бульон с пирожками, поросёнок, разварной осётр, индейка и дичь, а также пирожные. После обеда желающие могли испить чая или кофе.



Павел Михайлович Подосёнов 

(1822-1891гг)


С 6 часов вечера вновь построенное здание было освещено иллюминацией.

 

В 9 часов начался бал, который завершил праздничное открытие Гимнастической школы.






2.Гимнастическая школа.



Гимнастическая школа в г. Мологе открылась в то время, когда гимнастическое движение в России ещё только начинало своё становление. Солидный энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона 1896 года издания,  говорит о Мологской  школе: «Единственная в России гимнастическая школа...»(2)


Русское гимнастическое общество, с деятельностью которого принято связывать становление отечественной гимнастики,  было организовано в г. Москве в 1881 году. Прежде гимнастические упражнения использовались для повышения уровня физической подготовки в русской армии.


Первый отечественный научно обоснованный труд «Руководство по физическому образованию детей школьного возраста», разработанный на основе гимнастики,  был опубликован врачом и педагогом П.Ф. Лесфаргом в 1888 году.


А в тихом уездном городке Мологе, начиная с 1883 года,  городской общественный врач Всеволод Васильевич Рудин (1849 —1915гг), создавал свою систему правильного телесного развития и укрепления здоровья.  


Доктора Рудина встревожили результаты медико-статистического обследования, проведённого в г. Мологе в 1882 году.  По его оценке 38% местных жителей оказались слабого телосложения.  Всеволод Васильевич, будучи не только общественным врачом и заведующим городской лечебницей, но и врачом при Городском мужском училище,  решил сосредоточить своё внимание на укреплении здоровья мологских детей.


Собрав кружок единомышленников, закупив на свои средства инвентарь, доктор Рудин приступил к претворению своей программы в жизнь. Начали с развивающих зимних игр: ледяной крокет, катание на коньках и лыжах, бег в мешках, бег взапуски по глубокому снегу и др.

Всеволод Васильевич Рудин

(1849-1915гг)


Для укрепления здоровья детей летом, Всеволод Васильевич хлопочет об их купании и плавании. И начиная с летнего сезона 1885 года мологские дети школьного возраста получили возможность бесплатно купаться в городских купальнях на р. Мологе ежедневно с 3х до 5ти часов дня.


Тем же летом 1885 года ученики Городского мужского училища начали заниматься гимнастическими упражнениями в саду при Александровском детском приюте. Устроитель и попечитель приюта купец  1-ой гильдии Павел Михайлович Подосёнов,  заметив во время занятий на заборе любопытствующих зевак, услышав их  непристойные выкрики, учитывая, что в это время в саду могли находиться воспитанницы приюта, посчитал сад при Александровском приюте неподходящим местом для гимнастики.  Сначала он разрешает использовать  для занятий гимнастикой две комнаты в здании приюта, а в последствии  строит на свои средства отдельное здание для гимнастической школы. (Воистину, нет худа без добра!)


27 июля 1886 г  начинания доктора Рудина по оздоровлению детей, его проект устройства общественной гимнастической школы поддержали гласные  Мологской городской думы. Через день Всеволод Васильевич объявляет набор учеников.  Первыми своё согласие на поступление детей в  гимнастическую школу выразили горожане: А.И. Овчинникова, П.Кузнецова, М. Капустин, Е.С. Блажнова, В.И. Нестеров, К.Н.Новотельнов Н.И. Матвеевский Н.М. Маньков, А.И. Оборин, Н.А. Голубин, И.И.Харчевников и другие.


73 мальчика Городского училища стали первыми учениками «Школы правильного физического развития». Регулярные занятия гимнастикой  проводились в здании Александровского детского приюта.



Занятия в Гимнастической школе



31 января 1889 года  вновь построенное здание в Воскресенском переулке

город передал  в распоряжение Всеволода Васильевича Рудина - заведующего Подосёновской общественной гимнастической школой. Занятия детей начались в просторном, хорошо оборудованном помещении.


В школу принимались мальчики от 7 до 14 лет и могли заниматься до 19 лет.


В зависимости от  веса, роста, окружности груди, ёмкости лёгких и силы мышц, ученики были разделены на 4 группы: хорошо развитые, средне развитые, слабогрудые и слабосильные. Для каждой группы была разработана определённая программа занятий.  Занимались мальчики  под непосредственным наблюдением доктора Рудина.


Руководил  занятиями запасной унтер-офицер Андрей Ермолаевич Маклыгин. Он же был и смотрителем школы, вёл её хозяйство. Жил Андрей Ермолаевич при школе, получал  240 рублей годового жалования. Из лучших учеников старше 15 лет выбирал себе двух помощников, им выплачивалось жалованье по  60 рублей.



В программу занятий входили гимнастика, атлетика, акробатика, фехтование, а так же конный, велосипедный, водный, конькобежный и лыжный виды спорта, строевое учение, стрельба в цель.


Продолжались занятия один час. В разные годы они проходили в разное время: вечером, в большую перемену  училищ  или утром.


Занятия начинались с переклички — один из шести «ефрейторов» перед строем  оглашал список. В его же обязанности входило дежурство по школе и выяснение причин отсутствия учеников. Дисциплина и порядок постепенно сложились в традицию молодой школы. Из наказаний практиковались выговор и отстранение от игр и любимых занятий. «Ефрейторы» назначались из старших лучших учеников школы.


С целью уменьшения усталости в школе практиковалась быстрая смена разных упражнений.  Строевое учение сменяли военно-гимнастические упражнения; ружейные приёмы -  маршировка или бег;  стрельбу в  цель - гимнастические упражнения и т.д.


О смене занятий  дневальный извещал барабанным боем.


Для развития лёгких в программу обучения входили  занятия хоровым пением. Для этой цели на галерее стояла фисгармония и был приглашён учитель пения. Хоровое пение сменяли занятия на снарядах для развития мышц груди и рук.


По вторникам и субботам  мальчики по группам обучались фехтованию, в остальные дни — верховой езде. Школа имела трёх верховых лошадей, одна из которых была подарена мологской помещицей Варварой Николаевной  Глебовой.


По вечерам устраивались  катания на лодках (у школы была своя шлюпка и три лодки), по воскресеньям и праздникам - гимнастические игры и экскурсии.


С начала образования  школы для учеников была предусмотрена форма:  фуражка тёмно-синего сукна без козырька с металлическим гербом Мологи и начальными буквами школы П.Г.Ш., серая матросская рубашка, тёмно-синие шаровары, заправленные в сапоги. Детям из бедных семей на время занятий форменная одежда выдавалась бесплатно.  В 1889 году форма уже  признается необязательной.




 Целью занятий в  Подосёновской гимнастической школе было стремление к идеальному соотношению размеров роста, объёма груди, мышц рук и ног, а не достижение лучших результатов  в том или ином виде упражнений. Хотя В.В. Рудин, как бы вскользь заметил,  в статье «Мологская Подосеновская гимнастическая школа»: «...почти все (ученики) умеют ездить верхом, многие хорошо катаются на коньках, велосипеде, ходят по балансовой мачте, храбро и стойко выдерживают дальние конные, водные и пешие экскурсии»(3)


 

 Известность школы в России

 


Наблюдая за занятиями мальчиков в Подосёновской гимнастической школе, за их физическим развитием, доктор Рудин проводил кропотливую научную работу.



При поступлении в школу и выпуске из неё, а также ежегодно в начале  учебного года,  проводились измерения роста, веса, окружности груди, рук и ног и т.д., всего 24 пункта анкеты.  Результаты сравнивались и анализировались.


«Оказалось, что при существующей... программе даже такое ничтожное количество времени, как час в будничные сутки, употребляемый на физические упражнения, оказали несомненно благоприятное влияние на развитие учеников. Результаты, полученные мной,...были так неожиданны по своей несомненности и так утешительны, что я счёл уместным сообщить их VIII съезду естествоиспытателей, бывшему  в С-Петербурге в начале 1890 года. Моё сообщение, иллюстрированное фотографическими снимками школы, чертежами и диаграммами произвело сильное впечатление и вызвало живейший интерес многочисленного съезда» - пишет В.В. Рудин в феврале 1891 года.


Докладывал о своих наблюдениях Всеволод Васильевич  и на IX съезде естествоиспытателей и врачей, проходившем  3-4 января 1894 года в Москве.


Лучшими умами российской науки сообщения В.В. Рудина были одобрены. Результаты заинтересовали врачей и учителей в различных уголках России. С просьбами поделиться опытом организации занятий по оздоровлению детей к Всеволоду Васильевичу обращались из С-Петербурга и Москвы, Ялты и Саратова, Житомира, Ирбита и других городов.




 Средства школы



Первоначально общественная гимнастическая школа, имея своей целью укрепление здоровья детей, содержалась за счёт городской лечебницы на средства, предусмотренные на оздоровительные меры.


Затем у школы появляется свой капитал. В июле 1888 года Павел Михайлович Подосёнов жертвует на обеспечение существования школы 2000 рублей, в августе 1890г - ещё 3000 рублей. Проценты с этого капитала  идут на содержание школы. Не велики, надо заметить, деньги: в 1889г - 96 рублей, в 1891г - 237 рублей.


В источниках доходов на 1890 год  средства городской лечебницы уже не значатся. 


С ноябре 1890 года школа начала получать по линии Министерства народного просвещения 75 рублей годовых на преподавание военной гимнастики.


Город участвует в содержании Гимнастической школы, выделяя на отопление  84 сажени  дров, что в 1891г оценивается в 218 рублей.


К другим источникам доходов школы относятся: пожертвования в пользу школы; плата за проводимые в здании школы зрелищные мероприятия; абонементная плата  за пользование лошадьми и школьным инвентарём, выдаваемым сторонним лицам. В 1891 году сумма составила 253 рубля.


Годовое содержание  Гимнастической школы утверждено Городской думой в сумме 780 рублей, кроме того ремонт и содержание здания обходилось от 300 до 600 рублей.


Городская управа, а вслед за ней и Дума, взвесив все источники доходов на 1891 год делают вывод, что даже на минимальное содержание школы не хватает порядка 200 рублей, не говоря уже о её развитии.  


18 марта 1891г  почётному гражданину города Мологи купцу первой гильдии Павлу Михайловичу Подосенову направляется письмо, в котором  настоятельно предлагают (если не требуют!)  увеличить основной капитал школы за счёт его средств. Формально делается ссылка на положение Комитета министров от 14 декабря 1877 года, которым предусматривается обеспечение существования именного  учреждения взносом капитальной суммы.  Но, школа передана городу и «Подосеновской»  названа по инициативе Городской Думы в знак благодарности устроителю. Вот и отблагодарили!


«Считая со своей стороны моё участие в обеспечении существования Гимнастической школы вполне достаточным, я не желаю и не могу более обеспечивать её увеличением основного капитала» - отвечает Павел Михайлович, пожертвовавший только в  минувшем 1890 году в пользу городского общества  25 000 рублей на обустройство  богадельни и 3000 рублей гимнастической школе. А всего  Павел Михайлович и Мария Васильевна Подосёновы вложили в благосостояние Мологи «по самым скромным подсчётам ...более 300 тысяч рублей.»(4)


Вслед за П.М. Подосеновым и В.В.Рудин заявляет: « ... я не нахожу возможным заведование упомянутою школой», остающейся без средств для содержания.  


Это был кризисный период в жизни школы.


Купеческим рублём «ЗА» существование школы ответили гласные Городской думы  Федор Николаевич и Константин Назарович Новотельновы. Они вносят на счёт школы 15 рублей. Их пример, очевидно, не остался без последователей. Расходы школы были не только покрыты,  но в наличии  и   сберкассе  на конец года имелось 466 рублей. Кроме того, Мария Васильевна Подосенова передаёт в собственность школы имущество и хозяйственный инвентарь огородного участка, Александр Леонидович Рябов жертвует одноконный плуг, Владимир Александрович Чернов - токарный станок.


Всеволод Васильевич Рудин согласился продолжить заведование школой.


Школа выстояла.


В октябре 1889 г Городская дума рассматривает заявление П.М. Подосенова, в котором он выражает «твёрдое намерение оставить по смерти своей в собственность Мологского городского общества» винокуренный завод с пристройками, с тем, чтобы  10% его дохода ежегодно отчислялось гимнастической школе  до образования капитала в 20 000 рублей, «процентов с которого было бы достаточно на постоянное безбедное существование гимнастической школы».  Умирает Павел Михайлович 17 мая 1891 года, его вдова Мария Васильевна, исполняя волю мужа, передаёт  завод городу.  Но завод по каким-то причинам долго не сдаётся в аренду, действовать начинает в 1896 году. На следующий год происходит первое пополнение капитала школы в сумме 1055 рублей.


Однако, капитал в 20 тысяч рублей, определённый завещанием Павла Михайловича Подосёнова, составлен не был.  В 1900 году Подосёновской гимнастической школе принадлежало 7,8 тысячи рублей капитала, в 1914 году - 7,2 тысячи рублей.  Очевидно, процентов с них было достаточно на «безбедное существование», а остальные средства направлены « на другие неотложные надобности города Мологи».


Школа к этому времени была уже не та. После ухода В.В. Рудина с городской службы в ноябре 1894 года, сокращается выделение средств на содержание школы. Начиная  с 1895 года Думой утверждается 500 рублей, а  с 1898г  - 180 рублей (кроме содержания здания).


В 1914 году эти средства использованы частично. Рискну предположить, что преподавание гимнастики мологским детям прекратилось. Внесла свои коррективы Первая мировая война. Бессменный смотритель Манежа и руководитель занятий по различным дисциплинам запасной унтер-офицер Андрей Ермолаевич Маклыгин ушёл на фронт уже в конце июля 1914 года. В здании Гимнастической школы шло формирование команд мобилизованных запасных чинов и ратников ополчения.




В жерновах бюрократии



Программа физического развития, созданная доктором Рудиным, была столь нова и необычна, что не укладывалась  в бюрократические мерки ни врачебного ведомства, ни учебного. Школе, созданной по этой программе, оказалось невозможно оформить официальный статус. 



Рассматривая  первоначальный проект устройства школы от 15 февраля 1886 года, губернатор хотя и даёт разрешение, но поддерживает мнение губернских медиков о том, что занятия гимнастикой должны проводится врачами либо лицами, имеющими на то специальное разрешение Губернского Врачебного отделения.



Второй проект устава школы от 28 июля 1888 года,  расширенный и дополненный в связи со значительными изменениями в условиях существования школы, рассматривала специально созданная губернская медицинская комиссия. В результате,  через год проект возвратили для доработки, приведя в пример утверждённый устав московской школы для массажистов и гимнастов.


Третий устав ожидала ещё более долгая и печальная участь.


В сентябре 1889 года в Мологскую Городскую управу из учебного ведомства поступают рекомендации по введению военной гимнастики в мужских учебных заведениях. При письме  соответствующая Инструкция, разработанная  Министерством народного просвещения. Правительство озаботилось физической подготовкой  будущих защитников Отечества.


Мологских мальчиков в Подосеновской гимнастической школе обучали не только военной гимнастике, но и верховой езде, и стрельбе в цель, что как нельзя более соответствовало чаяниям правительства. Поэтому Городская Дума решает для всех учащихся мужских училищ  ввести обязательное обучение в Подосеновской школе. В результате получили увеличение численности учащихся школы с 58 человек на 1 января 1890 года до 186 человек на 1 января 1891 года, и в доходы...75 рублей годовых по линии учебного ведомства.


В октябре 1889 года устав школы переписывается доктором Рудиным в соответствии с полученным циркуляром Министерства народного просвещения. И пройдя по вышестоящим инстанциям, возвращается в Мологу аж  в июле 1893 года.


Ветер перемен дул отнюдь не в сторону Мологской гимнастической школы.  Министр Народного Просвещения определил «что пожертвованное в пользу города Мологи учреждение купца Подосенова никоим образом не подходит под понятие «школа» или вообще «учебного заведения», а потому утверждение устава он находит излишним. И доводы-то какие «убедительные» приведены! « Преподавание гимнастики, правда, ведётся по программе, утверждённой Министерством Просвещения по соглашению с военным Министром, но, во-первых, эта программа принята для учебных заведений ведомства Народного Просвещения, а не предназначена для самостоятельного учреждения, имеющего целью обучение гимнастике; во-вторых, ни одно из названных ведомств не принимает участия в управлении и надзоре за Подосеновскою школой»(Что уж совсем неправда! В нравственно-воспитательном отношении  школа подчинена учителю-инспектору Городского училища  по решению того же учебного ведомства - Г.Ж.).


 В официальном признании Подосеновской общественной гимнастической школе было отказано.


А Всеволод Васильевич продолжает искать пути физического и нравственного оздоровления мологских детей. В отчёте за 1893 год он предлагает Городской Думе принять меры для отвлечения детей от улицы, собирать их  в свободное от занятий время в помещении Подосеновской гимнастической школы для игр и экскурсий под наблюдением педагога. Устроить в школе гигиеническую комнату и бесплатную столовую для детей из бедных семей, для этого привлечь средства Попечительства о бедных. Целеустремлённость, находчивость, энтузиазм доктора Рудина поражают! Его вдохновенный призыв: " Не ясно ли, что грязного, полуголодного и оборванного нужно сначала обмыть, одеть и накормить, а потом уже нравственно, умственно и физически развивать" - был услышан.  Дума поручает Управе проработать вопрос по изысканию средств для этих мероприятий. Господину заведующему была  высказана благодарность за руководство  школой.


В этом же заседании Думы 20 октября 1894 года доктору Рудину была выражена благодарность и как врачебно-санитарному попечителю. Его деятельность  охарактеризована как " в высшей степени полезная для города Мологи".  Мероприятия, проведённые Рудиным по санитарному благоустройству в городе, были по достоинству оценены экспертной комиссией Первой Всероссийской гигиенической выставки.  Молога получила высшую награду выставки. Гласные Думы единогласно решили ходатайствовать  о присвоении Всеволоду Васильевичу Рудину звания почётного гражданина города Мологи.


Но уже в следующем заседании Городской Думы 28 ноября 1894 года столь высокому авторитету врачебно-санитарного попечителя В.В.Рудина был нанесён удар. Большинство гласных отклоняют его проект по строительству нового здания Александровского женского училища, вобравший в себя  передовые идеи того времени.  Камнем преткновения явилось устройство в училище комнат гигиены с обливанием душем. Дорого и для некоторых девочек может быть вредно - решили мологские гласные.


Очевидно, это была последняя капля в чаше накопившихся разногласий.  Всеволод Васильевич  в ответ отказывается от звания гласного Городской Думы (избран в 1883г) и от всех занимаемых должностей на городской службе.


В то время, кроме должности врачебно-санитарного попечителя ( с 1890г.), он был членом совета Попечительсва о бедных (с 1881 года), заведующим Подосеновской гимнастической школой (с 1886 г), членом Мологского уездного училищного совета (с 1889г). Содержания по занимаемым должностям не получал.


Общественная жизнь города, несомненно, много  потеряла, лишившись  столь  инициативного и деятельного гласного, самоотверженного труженика во благо жителей города Мологи.


Высочайшее соизволение на признание заслуг доктора Рудина и присвоение ему звания почётного гражданина города Мологи  поступает в Городскую управу 16 октября 1895 года.  Но Всеволод Васильевич уже не возвращается на городскую общественную службу. Он уезжает  в Тулу, где заведует глазной больницей.


Гимнастическая школа осталась без основной движущей силы, без идейного вдохновителя и заботливого  заведующего.


Руководство школой Городская  Дума передаёт одному из членов управы - Василию Ивановичу Парыгину. Преобразованием школы занимается думская комиссия. Её решения, к сожалению,  автору  увидеть не пришлось. Но в  декабре 1895 года продают школьных лошадок, в апреле 1896 - оружие, в октябре-декабре 1897 года на ипподроме настилаются полы. Уроки  военной гимнастики продолжаются.


Но о занятиях по системе Рудина  говорить уже не приходится.




3.Ручной труд



Развитие промышленности, транспорта, ремёсел требовали от общества воспитания у подрастающего поколения трудовых навыков, смекалки, глазомера и других качеств, необходимых для практической деятельности. Поэтому трудовое образование мологских детей рассматривалось городским обществом как назревшая необходимость. Это с одной стороны. С другой - доктор Рудин в свою систему оздоровления  включал «кроме гимнастических упражнений, игр и спорта, полезные для укрепления сил работы (земледельческие, столярные, слесарные и т. д.)» Поэтому при проектировании Манежа предусматривалось выделение помещений для практических занятий детей.


Работы столярные и слесарные


Этой цели служили две большие угловые комнаты, расположенные по обеим сторонам главного входа в Манеж, каждая  площадью около 40 квадратных метров.


Однако, преподавателей трудового обучения в Мологе не было.  В России в то время ещё только формировалась система подготовки учителей народных училищ по преподаванию ручного труда.  Только в 1894 году  учитель Городского училища М. Пустовалов, пройдя подготовку в Новинской учительской семинарии, приступил к  обучению учащихся столярным работам. В 1897 году, окончив курсы ручного труда при Московском учительском институте, он начал обучение мальчиков и работам по металлу.


Занятия ручным трудом по дереву проходили в Манеже, а по металлу - в доме Петра Савельевича Цыпленкова. Обучение проходило после уроков, с 3х до 6ти часов вечера. Занимались те, кто изъявил  желание.


В 1898/1899 учебном году  ручному труду по дереву обучались 52 ученика  Городского 3-х классного училища, из них 20 обучались и по металлу.


В октябре 1899 года  директор Народных училищ Ярославской губернии отмечал: «При посещении мною Мологского городского училища, я обратил внимание на серьёзную постановку в нём классов ручного труда под руководством учителя этого училища г.Пустовалова. Ученики показали большие успехи в работах по дереву и металлу.» 


В 1903 году работы учеников были представлены на Ярославскую губернскую выставку, где удостоились похвального отзыва экспертизы.


Земледелие



В 1890 году  П.М. Подосенов передаёт  Гимнастической школе  участок пахотной земли, арендуемый им у города. 


Этот участок выручил школу в кризисный 1891 год. Смотритель школы А.Е. Маклыгин с помощниками из старших учеников вырастили на нём 570 мешков картофеля и 222 пуда ржи. 400 рублей из вырученных за урожай 643 рублей  пошли на покрытие расходов школы.


В последующие годы на участке выращивали картофель, рожь, овёс. Доходы по полеводству колебались от 300 рублей до 792.


 В 1893 году участок пахотной земли размером в 8 десятин был передан Гимнастической школе в бесплатное пользование.


С весны 1892 года на небольшом участке, отведённом на школьной земле , учитель Городского училища Михаил Павлович Подосёнов начал заниматься с детьми огородничеством.


На огороде работали дети от 9 до 15 лет. За свой труд получали по 3 копейки в час. Выращивали картофель, репу, морковь, лук, огурцы.


В занятиях огородничеством, кроме разнообразных физических движений на вольном воздухе, М.П. Подосёнов видел большую пользу  в приобретении детьми знаний о растениях,  навыков и привычки к полезному труду, отвлечения от праздного времяпровождения.


О нравственно - воспитательном значении практических занятий с детьми  В.В. Рудин писал в феврале 1891 года: «Для образования здоровых, просвещённых и полезных членов общества, кроме грамотности... и гимнастики необходим обязательный для всех учащихся ручной труд, соединённый с приобретением практических знаний. Необходимо, чтобы всё зимнее и летнее свободное время было им занято под руководством учителей....Тогда вместо грамотных и здоровых тунеядцев ( как это теперь даже в лучших случаях), привыкших с ранних лет праздно проводить половину времени (если сложить все не учебные дни, то окажется около полугода полного безделья) мы будем воспитывать полезных самим себе и обществу граждан.»


 

4.Зрелищные мероприятия



Несомненно, открытие Манежа в Воскресенском переулке  весьма порадовало мологжан - любителей музыкального и театрального искусства. Сцена с набором прекрасных декораций, зрительный зал  давали возможность принимать в городе гастролирующие труппы, самим устраивать концерты и ставить любительские спектакли.


Устройством зрелищных мероприятий первоначально занимался клуб «Соединённое собрание всех сословий», затем - Кружок любителей музыкального и драматического искусства.


Заказывали тексты пьес, афиши, билеты, переписку ролей, нанимали музыкантов. Из Рыбинской конторы  Г. Фалька   мологские театралы выписывали для своих постановок пьесы: «Бедность не порок» и «Светит, да не греет» А. Островского, «В семье не без урода» К. Шептаева, «Нищие духом» М.Константинова, «К мировому», «Прелестная незнакомка», «Уездный Шекспир», «Современная барышня» и другие.


Арендовали зал у Гимнастической школы. Репетиции и спектакли проводились в свободное от занятий учащихся время.


В 1890 году было устроено 7 спектаклей и 3 маскарада, в 1891 году - 9 спектаклей и 4 маскарада, в том числе, по одному спектаклю и  маскараду - в пользу инвалидов.


«Старый и малый стали нередко посещать театр,» - пишет в феврале 1893 года заведующий Подосёновской гимнастической школой В.В. Рудин, отмечая благотворное влияние театра на нравственное состояние городского общества.


Обильным на зрелищные мероприятия выдался  1899 год.  Мологжане посмотрели шесть гастрольных спектаклей и концерт. Благотворительный спектакль 24 февраля на масленичной неделе организовала Варвара Васильевна Мусина-Пушкина.

С 26 по 30 мая Манеж был украшен и сиял огнями иллюминации. Городское сообщество устраивало Пушкинский праздник, посвящённый 100-летию со дня рождения великого поэта. Детям и взрослым рассказывали биографию Александра Сергеевича, читали его стихи и отрывки из прозы с  показом «туманных картин» (предшествовали синематографу). Учащимся раздали сборники сочинений, выпущенные к юбилею поэта. Для взрослых был устроен музыкально - литературный вечер с показом отрывков из спектаклей по произведениям А.С. Пушкина.

15 июля в Манеже состоялся «Вечер борца». 12 октября прошёл сеанс синематографа, учащиеся мологских училищ смотрели его бесплатно.



5.Манеж в воспоминаниях переселенцев



Манеж остался в памяти мологжан как центр культурной, спортивной и общественной жизни.


Старейший мологжанин Николай Михайлович Новотельнов, в своём весьма преклонном возрасте не посчитавший за труд придти  на открытие выставки, посвящённой 130-летию Мологского Манежа, вспоминал, что его,  тогда мальчишку, прежде всего привлекали спортивные игры, проходившие у Манежа: волейбол, крокет, городки. Спортивные принадлежности выдавал ребятам хранитель Манежа Михаил Неустроев.  

Ещё на площадке был врыт высокий столб, наверху которого было приделано колесо от телеги с верёвками, и мальчишки очень любили  на нём кружиться.

В Манеже был организован драматический кружок, руководил которым Масленников. Давали серьёзные спектакли, народу собирался полный Манеж.

А в тёплые выходные дни  на балконе Манежа играл духовой оркестр. Музыка гремела на всю Мологу. Мологжане на пятачке в сквере танцевали вальсы, краковяк, падеспань и, конечно, мологскую кадриль. Таким и остался в памяти переселенцев Манеж — любимое место отдыха мологжан.


Краевед Юрий Алексеевич Нестеров сохранил для нас воспоминания мологских старожилов, в частности, заслуженного учителя РСФСР  Александра Ивановича Кревинга, который,  в 1919 году был организатором в Мологе спортивного общества «Санитас» («Здоровье»).

«В Манеже часто устраивались спортивные праздники. В первом акте обычно проводились показательные выступления женских и мужских групп в вольных упражнениях, игре с лентами и мячами. После антракта выступали гимнасты на турниках, брусьях и коне. Общее восхищение вызывали выступления на снарядах самого Кревинга. Третье отделение открывалось французской борьбой или боксом, пользовавшимися большой популярностью у мологжан. Это было время, когда мологская молодёжь была буквально заражена спортом.» (5)


Антонина Павловна  Шеломова вспоминала как  столичных артистов, приезжавших на гастроли в Мологу, крестьянки соседних деревень угощали земляникой с молоком, домашним сыром.



Валерия Александровна и Лидия Васильевна Капустины в книге «Живая память» рассказывают: «Просторный партер, оборудованная сцена, отличный чистый воздух, тишина, золотой песок пляжа, прозрачная вода реки, не очень жаркое лето притягивали к себе артистов. Столичные артисты любили приезжать в Мологу отдыхать, а жители небольшого города могли увидеть и услышать прекрасные произведения искусства — спектакли, оперы: «Иван Сусанин», «Евгений Онегин», «Русалка» и др…

В манеже проводились и политические мероприятия, Для лучших активистов округа были забронированы лучшие места в первом, втором ряду, они посещали кино, спектакли бесплатно. Все главные мероприятия города проводились в Манеже, он был центром культурной, общественной и спортивной жизни.»(6)  



4 сентября 1936 года, мологжанам, собравшимся в Манеже, объявили о предстоящем  затоплением города Мологи. Переселение с земли предков, разрушение веками устоявшегося быта, неопределённость будущего каждого мологжанина  стало суровой, неотвратимой реальностью.



 


6.Манеж в Рыбинске



Перед затоплением Мологи в связи со строительством Рыбинской ГЭС,   Манеж, в числе других деревянных зданий, был разобран и сплавлен по Волге в Рыбинск. Здесь его возвели на ул. Кирова между ул.Чкалова и ул.Герцена. Сначала мологский Манеж служил раздевалкой при стадионе, затем торговым павильоном.  В 70-х годах прошлого века за ветхостью был разобран.


При строительстве торгового комплекса, стоящего сейчас на этом месте, кто-то посчитал своим долгом увековечить мологское здание.


Среди гранитных плит, украшающих низ ТЦ "Эльдорадо" со стороны ул. Герцена, обращает на себя внимание  кирпич с клеймом "ММ  ВАТУТИНЪ". Этот мологский кирпич хранит память о мологском Манеже - центре культурной, спортивной и общественной жизни ушедшего под воду города.





                                                                                                                            Галина Журавлева.


Примечания:


* Здесь и далее даты приведены по старому стилю летоисчисления.


Статья подготовлена на основании материалов Рыбинского филиала Государственного архива Ярославской области.


Ссылки:

1.Ю.А. Нестеров .Сказание о Ярославском граде Китеже. Рыбинск, 2016.С.243.

2.Ф.А. Брокгауз,  И.А. Ефрон.  Энциклопедический словарь. С-Петербург, 1896.Том XIX., С.640.

3. Ярославские губернские ведомости. 1890. №88. Ч.неофф.Л.4.

4. Сборник «Николай Макарович Алексеев. Материалы к биографии. Избранные статьи.» Рыбинск, 2017.С.100.

5. Ю.А. Нестеров. Сказание о Ярославском граде Китеже. Рыбинск, 2016.С.247-248

6.  В.А. Капустина, Л.В. Капустина. Живая память. Рыбинск,2004.С.18-19
























Имя:*
E-Mail:*
  • winkwinkedsmilebelayfeelfellow
    laughinglollovenorecourserequestsad
    tonguewassatcryingwhatbullyangry