Календарь добавлений
«    Ноябрь 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
Рекомендуемые материалы
  • Презентация новых книг Сергея Хомутова
    17.11.2019 состоится презентация новых книг мологжанина, члена Союза писателей России Сергея Хомутова.
  • Краеведческие чтения в Некоузе
    15.11.2019г Некоузская центральная библиотека им. А.В. Сухово-Кобылина проводит краеведческие чтения. В программе:
  • Некоузский район. В краю легенд и преданий.
    Смотрите фильм Ольги Баскаковой, проникнутый удивительной теплотой и любовью к родному Некоузскому краю.
  • В память о Евгении Балагурове (1950 - 2015)
    Сегодня, 23 октября 2019 года, у старинного особняка на ул.Чкалова, 25 заметно оживление. Здесь- педагоги ЦДЮТиЭ, ученики, члены ВООПИиК и Землячества мологжан, друзья и единомышленники Евгения Петровича Балагурова.
  • Н. Алексеев. " Молога"
    Город Молога был расположен на ровной песчаной возвышенности на правом берегу реки Молога и левом берегу реки Волги, при их слиянии в 114,5 верстах от города Ярославля. 
  • Н. Алексеев. " Мологский уезд"
    Мологский уезд образован в 1777 году по Указу Екатерины II от 3 августа в составе Ярославского наместничества с центром в городе Мологе.
  • 1918 год. Воззвания к гражданам города Мологи.
    1.Воспрещается вывоз из пределов города Мологи картофеля как в сухом, так и в сыром виде.2.Продажа картофеля не горожанам приравнивается к вывозу  и карается одинаковой мерой с п.1.
Землячеству 40 лет
Взгляд в прошлое
Видео о Мологе
Фото мологжан
» » Т. Фавстова. "О Вознесенской церкви г.Мологи"

Т. Фавстова. "О Вознесенской церкви г.Мологи"

  • 22-06-2019, 13:45
  • 403
  • 0
  • Статьи


                                                                                                      

                                              

 Тамара Васильевна Фавстова (1908-2002?)

О Вознесенской церкви


Вознесенскую церковь в Мологе, действительно, называли Заруцкой, и в ряде очерков утверждается, что она находилась в Заручье. Но это не так. Вознесенская церковь была расположена на правом берегу ручья, у самого его устья, при впадении ручья в реку Мологу, а не на левом, т. е. не за ручьём.


Кстати, ручей этот в моё «детское» время назывался Долгим. Мы так и говорили: «Пойдём гулять в Долгий ручей». Там росли ландыши, которые мы любили собирать. Возможно, официальное название ручья было другим.


Территория вокруг церкви была уютным зеленым уголком, обнесена оградой в виде металлической решетки-сетки, состоящей из крупных ячеек и узлов, сплетенной из толстой, толщиной, наверное, в женский мизинец, проволоки. Столбики, в отличие от стандартных, кирпичных, тоже были сплошь металлические. По верху этой сетка располагались острия в виде мечей. По это не мешало детям, не только мальчикам, но и девочкам, зачастую перелезать через ограду, вместо того чтобы войти через калитку. Ограда была выкрашена голубой краской, калиток две: одна — рядом с воротами, находившимися против основного входа в церковь, другая — на противоположной стороне ограды. Она выходила на высокий берег реки Мологи. Через эту калитку в Крещение крестный ход выходил «на Иордан». Па реке во льду заранее вырубали прорубь в виде большого креста. Здесь священник служил водосвятный молебен и опускал в воду крест, освящая его. Пели певчие, все это протекало очень торжественно, оставляло глубокое впечатление.


 Церковь внутри разделялась на две части: зимнюю и летнюю. Зимняя, естественно, располагалась в начале, при входе с паперти, и была довольно тёмной. Летнюю церковь отделяли от зимней плотные широкие двери, которые открывались весной, когда становилось достаточно тепло: печи находились только в зимней части. В отличие от зимней, летняя церковь была светлой, нарядной, двухсветной; иконостас сверкал белизной и золотом (больше белизной). Для просушки и проветривания этой части помещения имелась вторая дверь, ведущая в ограду, расположенная с правой стороны церкви. Начиная с теплых весенних дней и кончая августом, дверь эта систематически открывалась сторожем утром и закрывалась до выпадения росы.


                                                        Церковь Вознесения Господня. Построена в 1756 году. 


В отраде кроме высокой и густой травы, которую сторож дядя Александр косил для своей коровы, росло множество деревьев. По правую сторону подымались высокие, с толстыми стволами и пышной кроной липы. Они были посажены в два ряда и образовывали аллею, ведущую к калитке, что выходила на берег. По левую же сторону церкви росли деревья смешанных пород: липы, черемухи, березы, осины и еще огромный куст белой сирени. Мне 

припоминается, что росла очень высокая, одна только, сосна. Но, может быть, я и ошибаюсь, ведь это было так давно... За оградой, слева, зеленела поросль молодых осинок, которая занимала все пространство до обрывистого берега ручья. Деревья росли и по самому его склону, в основном тоже осины, рябины, черемухи. И здесь, и в ограде мы частенько находили грибы: маслята, подберезовики, подосиновики, сыроежки. За церковными сараями, уже вне ограды, по берегу ручья, по направлению к мосту, росло много берез. Тут когда-то, видимо, был огород так как очертания гряд сохранились. Еще дальше но берегу ручья тянулась аллейка невысоких лиственных деревьев, по-моему — ясеней. Она заканчивалась невысокой деревянной часовней.


Зелень радовала глаз, освежала и без того чистый, прекрасный воздух нашего чудесного города. Со стороны реки и со стороны ручья (частично), уже под горой, территорию церкви опоясывала стена из вертикально поставленных бревен, цель которой, по-видимому, заключалась в том, чтобы предохранить ограду от льда во время ледохода. В этой стене находилась калитка, через которую люди, живущие в Заручье или Кулиге, могли пройти более близким путем через мост. Они шли по дорожке, протоптанной по самому берегу реки до территории церкви и через эту калитку выходили к устью ручья. Через него перебирались или по доске, или по жердочкам, или просто босиком по его дну. Ручей был мелким.


 В ограде Вознесенской церкви находились две могилы. Одна — против алтаря, близ церкви. В ней был похоронен старичок-священник, как гласила надпись, еще в предыдущем веке. Если мне не изменяет память, фамилия его была Торопов. Вторая могила находилась неподалеку от главного входа в ограду, по правую сторону от церкви. Она появилась в самом начале двадцатых годов и принадлежала совсем еще молодому человеку, не достигшему и 30 лет, Сереже Масленникову. Он жил в Заручье с родителями. Сережа очень любил звонить на колокольне и делал это мастерски. В праздники они звонили вдвоем с дядей Александром. Голос большого колокола Вознесенской церкви был громкий, чистый, удивительно приятного звучания. Малые колокола под добрыми и умелыми руками дяди Александра и Сережи заливались радостным перезвоном, гармонирующим с мощным голосом своего «старшего брата». Вся эта мелодия проникала в душу, вселяла бодрость и надежду. И если бы сейчас случилось чудо и все колокола ярославского града «Китежа» заговорили бы вновь, я сразу же безошибочно узнала бы тот родной голос, который так любила в детстве.


Теперь о Сереже. Он был тяжело больным человеком: страдал эпилепсией. И однажды случилось непоправимое... В один из праздников, когда дядя Александр и Сережа поднялись на колокольню, у Сережи начался тяжелый приступ.

Несмотря на все усилия дяди Александра удержать Сережу, сделать ему это не удалось. Сережу перебросило через перила (средней высоты), и он упал на паперть, вымощенную каменными плитами. Через день или два Сережа умер. Оплакивал его весь приход.


Река наша была богата рыбой, и некоторые горожане занимались рыбным промыслом. Они имели не только свои лодки, но и садки — крепкие деревянные сооружения, которые плавали у самого берега, на причале, на порядочном расстоянии один от другого. Заперты были на прочные замки. А в них плескались судаки, лещи, щуки, стерляди и другие представители рыбного царства. Домохозяйки могли прийти к садку и выбрать живую рыбу на свой вкус. В некоторые дома рыбаки приносили рыбу сами. Зимой они занимались подледным ловом. Хорошо шел налим.



В очерках о Мологе не упоминается о том, что после революции (а может быть, и до нее, я помню годы 1919-й — 1921-й) в Мологе существовал затон. Так называется место зимней стоянки судов. Он находился за упомянутым уже ручьем (Долгим), около его устья. Почти бессменным начальником его был Гускин Иван (отчество не помню). Судов было немного, но среди них находились и один-два пассажирских парохода. Весной, когда вода поднималась, ручей с его высокими берегами превращался в удобную и глубокую гавань. Туда и вводились суда, чтобы они не пострадали во время ледохода.


Ледоход начинался на Волге. Волжский лед, двигаясь вниз по течению мимо устья реки Мологи, с огромной силой начинал теснить лед младшей сестры. Тот трещал, ломался и вместе с массой волжского льда устремлялся вверх по реке Мологе. Так продолжалось несколько дней. 



Когда же Волга очищалась от льда, наступала очередь Мологи: лед возвращался, вливался в Волгу и уплывал по ней вниз. Я жила на набережной реки Мологи и вместе со своими сверстниками каждый год замечала, что поднималось по реке льда гораздо больше, чем потом спускалось. По-видимому, много его оставалось на берегах. Впрочем, это можно было увидеть и в пределах самого города: огромные ледяные глыбы оседали там во время ледохода. Мы наблюдали затем, как постепенно они становились хрупкими, как бы состоящими из стеклянных трубочек, эти трубочки делались все тоньше и тоньше, они таяли, капли собирались в струйки, которые разрушали льдину. Она оседала, а потом рассыпалась. Этот процесс длился иногда довольно долго, что зависело от характера погоды. Дожди же и солнце, пожалуй, влияли на него в одинаковой степени.


                                                                                                                       (Продолжение следует)

Источник: Литературно-исторический сборник "Молога". Составитель Н.М. Алексеев. Рыбинск,1995.С.15-19.

Имя:*
E-Mail:*
  • winkwinkedsmilebelayfeelfellow
    laughinglollovenorecourserequestsad
    tonguewassatcryingwhatbullyangry